Ночью 14 апреля Иран атаковал Израиль в качестве акта возмездия.

В ночь на 14 апреля Иран атаковал Израиль при помощи более 300 дронов и ракет в качестве акта возмездия в ответ на израильский авиаудар по Дамаску 1 апреля, в результате которого погибли семь офицеров Корпуса стражей Исламской революции (КСИР, элитное иранское военно-политическое формирование). Атака Ирана продолжалась пять часов, а командование заявило, что операция «была успешнее, чем ожидалось». Целью удара была авиабаза, где находятся самолеты, атаковавшие ранее консульство Ирана в Дамаске.
Израиль уверяет, что никакого серьезного ущерба не получил и сбил 99 процентов беспилотников и ракет, но все равно якобы готовит ответ. Каким он будет, пока неясно. Эксперты считают, что разрядки после нынешнего обмена ударами не наступило и прогнозировать дальнейшее развитие событий трудно, но все это «может кончиться очень плохо».
Сразу после удара ночью состоялось заседание совбеза ООН, но никаких результатов оно не дало. Стороны, по сути, просто обменялись обвинениями, а генсек ООН Антониу Гуттериш призвал обе стороны к сдержанности. Миссия Ирана в ООН заявила, что этот вопрос «закрыт», и предостерегла США от вмешательства.
Впрочем, Ближний Восток – дело тонкое и непредсказуемое. Пойдет ли Израиль на новое обострение, применит ли свое ядерное оружие или ударит по иранским ядерным объектам (такой вариант в Тель-Авиве тоже рассматривают), а, возможно, стороны будут действовать в тех рамках, которые в спорте называют договорными матчами? Давайте разберемся.
Официально у Тель-Авива атомная бомба то ли есть, то ли нет: так называемая политика преднамеренной двусмысленности. Признавать невыгодно. Это будет нарушением конвенции о том, что Ближний Восток должен быть без ядерного оружия.
По оценкам экспертов, в распоряжении Израиля от сотни до четырех сотен боеголовок. И речь может идти о полноценной ядерной триаде. Во-первых, баллистические ракеты «Иерихон». Старая модификация средней дальности, до полутора тысяч километров, даже до Тегерана не достанет. А вот «Иерихон-3» летит как минимум на четыре тысячи километров. Есть даже сведения о дальности в 11 тысяч, тогда в зоне поражения и Дальний Восток, и Южная Америка.
Воздушный компонент триады – самолеты с крылатыми ракетами модификации F-15 и F-16, а также новые многоцелевые истребители F-35. Ракеты с ядерными боеголовкам могут нести и пять подводных лодок «Дельфин», закупленных Израилем у Германии. Есть версии о наличии тактического ядерного оружия: снаряды для самоходных артиллерийских установок, ядерные мины и даже компактные бомбы в чемоданах.
Свою первую бомбу Израиль, скорее всего, создал уже в 1966-м. А во время войны Судного дня в 1973-м уже использовал ее как угрозу.
У других стран региона, по мнению Тель-Авива, ядерных секретов вообще быть не должно. Вот в 1981-м израильские самолеты сбрасывают 16 бомб на реактор под Багдадом, его иракцам помогают строить французы. А в 2007-м израильтяне узнают про подозрительный объект в Сирии. Премьер Ольмерт предлагает ударить по нему американцам – Бушу-младшему: мол, это будет мудрое решение.
США участвовать в авантюре отказываются. Израиль решает действовать самостоятельно. Снова авианалет и уничтожение объекта. Свое участие в нападениях Израиль, если и признает, то много лет спустя и неофициально. Если что – союзники прикроют.
В Иране, кстати, с 2010-го убивают шестерых физиков-ядерщиков. Кого-то травят газом, кого-то взрывают. Мохсена Фахризаде в 2020-м расстреливают. А ведь когда-то Израиль и США предлагали свою помощь в развитии иранской ядерной программы, во времена прозападного шаха Мохаммеда Резы Пехлеви.
Но после революции 1979 года ядерное оружие в Иране объявили противоречащим нормам ислама: только мирный атом.
Запад Ирану не верит. Чтобы избежать санкций, Тегеран в 2015 году пускает на свои объекты международных инспекторов в рамках так называемой ядерной сделки. Но три года спустя 45-й президент США Трамп соглашение разрывает и развязывает Тегерану руки.
Официально сегодня главный аргумент Тегерана – ракеты, прежде всего баллистические. Иранское агентство ISNA уверяет: как минимум девять их типов могут гарантированно достичь Израиля. По данным из открытых источников, боеголовка для ракеты «Эмад» весит 750 килограммов, а для «Шахаб-3» – больше тонны. При этом некоторые модификации, вроде «Фаттах-2», заявлены как гиперзвуковые и могут достичь Израиля всего за 400 секунд.
Плюс хорошо известные миру иранские беспилотники. «Шахед-238» – именно такие участвовали в воскресной атаке на Израиль. А есть, например, модель 149 под названием «Газа» – по сути, аналог американского MQ-9 Reaper.
При таком раскладе практически любой сценарий возможной войны – катастрофический, тем более, что военные эксперты с обеих сторон говорят об ударах по ядерным объектам пусть даже неядерным оружием. Достаточно вспомнить Чернобыль.
Возьмем аналогичную чернобыльской зону отчуждения – 2600 квадратных километров. Зона загрязнения уже в сто раз больше. В Иране же таких объектов, по данным МАГАТЭ,
17. Под угрозой Средиземное море, Красное и Каспийское, а также Персидский залив. И это уже не региональная проблема – глобальный апокалипсис!